Жители города Пскова часто жалуются на нарушение общественного порядка возле так называемых «наливаек» или псевдо-кафе. То есть заведений, которые официально называют себя кафе, а на деле созданы только для того, чтобы продавать и разливать алкоголь в ночное время, когда просто продавать алкоголь нельзя.
Скажем честно, псевдо-кафе открылись в ответ на запрет продажи алкоголя в магазинах в Псковской области после 21 часа. Спрос-то остался. И находится немало предпринимателей, желающих заработать на нем.
«Наливайки» в основном открываются на первых этажах жилых домов или рядом с жилыми домами. А их посетители беспокоят жильцов своим поведением: шумят, ругаются матом, курят под окнами, справляют нужду.
Недовольные жители жалуются кто в полицию, кто депутатам, кто в администрацию города.
В ответ им разводят руками - с 2017 года регулировать работу заведений общепита, к которым вроде как относятся эти кафе, могут только федеральные органы власти. Никаких ограничений на региональном уровне для реализации алкоголя в заведениях общепита установить невозможно.
Есть только одна лазейка - на местном уровне можно увеличить расстояние от точки продажи алкоголя (как магазины, так и общепиты) до образовательных, медицинских и спортивных организаций. Сделать это может администрация города Пскова, приняв изменения в соответствующее постановление. Но, пожалуй, тогда «наливайки» чуть отодвинутся от школ, детсадов и больниц, и скучкуются в тех жилых кварталах, где это возможно. Жители этих районов спасибо не скажут.
Запретить «наливайки» в жилых домах
26 марта в малом зале Псковского областного Собрания собрались представители партии «Единая Россия» и некоммерческих организаций, чтобы обсудить предложения федерального проекта «Трезвая Россия» по решению проблемы наливаек. В Псков приехал руководитель проекта Султан Хамзаев, чтобы представить эти предложения и получить обратную связь. Выбор именно «Единой России» он объяснил тем, что «Единая Россия» это власть - депутаты, чиновники, губернаторы.Поскольку темой профилактики употребления алкоголя среди населения и пропагандой трезвости я сама занималась с разным уровнем вовлеченности около 10 лет, то решила тоже сходить послушать.
Султан Хамзаев начал встречу с рассказа об актуальности проблемы «наливаек». Главными предложениями, с которыми он ездит по регионам являются:
1. Запретить продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания в жилых домах (вариант - отдать жильцам возможность определять, можно ли открыть у них в жилом доме кафе или нет).
2. Закрепить полномочия органов власти субъектов Российской Федерации вводить дополнительные ограничения при реализации алкогольной продукции организациями, оказывающими услуги общественного питания, для чего внести изменения в часть 2 статьи 16 закона № 171-ФЗ.
Султан Хамзаев
Собственно, эти предложения давно оформлены в законопроект и внесены в Государственную Думу, но вот уже почти год закон дальше не движется. Правда, об этом г-н Хамзаев не рассказал, и вообще произвел впечатление человека, насаждающего собственное мнение и не готового выслушать мнение, отличное от своего.
Далее выступила заместитель Псковской городской Думы Елена Полонская, которая выделила несколько проблем. Во-первых, механизм перевода помещений из жилого фона в нежилой (где часто и размещаются «наливайки») содержит пробелы, в связи с которыми фальшивые протоколы собственников помещений многоквартирных домов оспариваются годами в суде. Во-вторых, штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним налагаются часто на продавцов, как физических лиц, а само предприятие не штрафуется (к слову, об этом я слышу уже много лет). Е.Полонская предложила вообще убрать штрафы для физических лиц и оставить только для организаций и предпринимателей. Также она полностью согласилась с предложениями «Трезвой России», о которых сказано выше.
А я бы не стала полностью соглашаться...
Е.Полонская (в центре)
Не выплеснуть с водой ребенка
Это слишком просто - что-то запретить. Мы можем снова получить не тот эффект, на который рассчитываем.Я предложила бы немного другие меры.
Нужно лицензировать продажу пива. Хватит выводить пиво в отдельную категорию. Именно пиво наиболее опасно для молодежи, поскольку молодежь его и пьет в первую очередь, а не водку или коньяк. Доля потребления пива занимает, по официальным данным, 53%. А его сегодня может продавать кто угодно и фактически где угодно. Лицензии можно, по крайней мере, лишить и прописать для нее требования к организации или ИП. Кто-то скажет, что это ограничит предпринимателей. Да, ограничит. Собственно в этом и задача - уменьшить количество точек продажи, снизить доступность алкоголя, потому что полная его доступность приводит к алкогольному беспределу, как было в конце девяностых и начале двухтысячных. При этом сократить число хотелось бы за счет самых убогих и контрафактных.Необходимо открыть, наконец, вновь медвытрезвители. Несколько лет нам рассказывают, что есть правовая коллизия – нельзя гражданина лишать свободы. Так пропишите в Кодексе об административных правонарушениях, наравне с задержанием на 48 часов, помещение в медвытрезвитель в случае, если человек пьян. В отсутствии медвытрезвителей полиции просто некуда забирать пьяных нарушителей порядка, она их и не забирает. Не нужны эти беспокойные гости ни в отделениях полиции, ни в больницах.
Проблема «наливаек» в жилых домах - это не проблема кафе в жилых домах. Это проблема именно «наливаек», то есть «не-кафе». В Пскове на Октябрьском проспекте полно приличных кафе и ресторанов в жилых домах, куда люди приходят поесть и пообщаться в первую очередь, и уж во вторую чего-нибудь выпить, а то и без этого. А в новых районах коммерческие помещения изначально располагаются в жилых домах на первых этажах. Других помещений для магазинов, аптек и кафе там просто нет. Повторюсь: проблема в том, что «наливайки» - это ни разу не кафе. Так давайте проанализируем признаки настоящих кафе.
Главный признак - это собственная кухня, блюда собственного приготовления. Далее, кафе имеет определенное количество посадочных мест (иначе просто нерентабельно будет). Еще одним признаком может быть доля алкоголя в обороте кафе. Может, еще какие-то признаки есть. Нужно подумать, сравнить. Одни лишь 20 квадратных метров не превращают помещение с туалетом (кстати, тоже есть не везде) в кафе. Необходимо определить это понятие более чётко, чем это сделано сегодня, чтобы нельзя было замаскироваться. Оставьте возможность продавать алкоголь ночью только в настоящих ресторанах и кафе. Остальные бары, рюмочные, магазины разливного пива, буфеты с алкоголем и пр. пусть выезжают из жилых районов.
В общем, не надо с водой выплескивать ребенка и полностью запрещать общепиты в жилых домах. Полагаться на мнение жильцов в данном случае тоже чревато. Неужели кто-то реально полагает, что жильцы разрешат открыть кафе в своем доме? Либо будут отказы, либо подделки протоколов, о чем говорила депутат Полонская, либо подкуп.
Давайте уже работать
Описанные выше предложения невозможно реализовать на местном и даже на региональном уровне. Это федеральная компетенция. Но прежде чем обращаться на федеральный уровень, неплохо было бы хорошо проработать вопрос на уровне региональном.
Поскольку жители района Овсище, где я работаю помощником депутата Псковской городской Думы Григория Стороненкова, регулярно обращаются к нам с жалобами на нарушение общественного порядка в связи с деятельностью алкогольных «недокафе», пришлось достать из пыльного угла Указ губернатора Псковской области № 22-УГ от 27.03.2013 года о создании рабочей группы для выработки и реализации мер по противодействию алкоголизации населения Псковской области. Однако с тех пор, как она была создана, она ни разу не собиралась.
В январе 2019 года депутат Стороненков по моему предложению обращался к губернатору Псковской области как раз в связи с проблемой «наливаек» и предлагал возобновить эту рабочую группу. 25 февраля 2019 мы получили ответ заместителя губернатора Веры Емельяновой о том, что группа будет создана в феврале 2019 года. Прошел февраль, прошел март, рабочей группы так и нет.
26 марта губернатор Михаил Ведерников поручил комитету по экономическому развитию и инвестиционной политике области активизировать борьбу с наливайками. Может быть, после этого толчка работа все-таки начнется.
Хорошо бы, чтобы на этот раз не повторяли прошлых ошибок. И не заменяли реальные меры разговорами о борьбе и составлением рейтингов.
Люди, живущие рядом с алкогольными «не-кафе» ждут реальных шагов в решении проблемы. И ждут уже давно.
Елена Демченкова
ИСТОЧНИК: ПСКОВСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ